Рунические знания как единая система

Тексты рунических поэм свидетельствуют о том, что каждая руна с глубокой древности обладала собственным именем и специфическим значением.

Иными словами, для описания отдельного рунического знака использовались определенные объекты или понятия. Верно и обратное, каждая руна сама по себе представляет определенное понятие или свойство, которое проявляет себя через определенные, специфические процессы. Тут ясно прослеживается двойственная природа рун: с одной стороны, некие процессы и понятия описывают данную руну, с другой - при более глубоком изучении этой руны не только становится яснее суть этих предметов или процессов, но и сами они находятся или ложатся в отведенное им место в общей картине бытия. Таким образом. каждая руна воплощает в себе определенный аспект, свойство или проявление существования, или, как рассматривает это современная теория рун, тот или иной архетип реальности.

Мраморный лев с рунической надписью (высота самой статуи достигает 3,5 м); с 1687 г. находится в Венеции, куда был привезен из Пирея. Предполагается, что руны на нем вырезал мастер, в составе варяжской дружины находившийся на службе у императора Константинополя. Вне зависимости оттого, осознаем ли мы это, согласны мы с этим или нет, архетипы активно проявляют себя в нашем мышлении и поведении. Каждая отдельная руна или сочетание рунических знаков служат отражением некой внутренней структуры реальности. Говорить здесь следует именно о реальности, а не, скажем, об окружающем мире, поскольку понятие "реальность" охватывает не только окружающий нас мир, но и удерживающие его от распада пространственно-временные и причинно-следственные связи, а также и самого человека, пытающегося рационально анализировать или мистически проникнуть в суть этой реальности и протекающих в ней процессов.

Каждая руна, подобно греческой или еврейской букве, является символическим хранилищем неких знаний и понятий. Но в отличие от многих древних магических систем, где сформулированные в далеком прошлом понятия жестко зафиксированы и привязаны каждое к своему знаку, руническое учение развивалось с момента возникновения первого Футарка и развивается до сих пор. Ядро значения руны, или содержание понятия, которое она воплощает, формируется соответственно описанию в рунических поэмах. Но поскольку ничего в мире не является неизменным:
с каждым новым днем возникает что-то новое, меняется, приобретая новый опыт, человек, формируются новые соотношения между отдельными понятиями, - внутренняя структура реальности также находится в постоянном движении. И отражающие эту внутреннюю структуру руны также способны изменяться, приобретая новое содержание и обогащаясь новым смыслом. Неповторим каждый данный момент бытия, и потому рунические архетипы пребывают в процессе постоянного самообновления, применяясь к особенностям данного момента. Этим, в частности, объясняются некоторые различия в толковании содержания рун в мантике различных Футарков (о мантике отдельных рун в различных гадательных системах см. гл.
VI).

Особая связь каждой руны с определенным предметом или свойством позволяет, составляя комбинации рунических знаков, описать или исследовать каждый из аспектов мироздания. При составлении подобных комбинаций руна выступает как инструмент познания, а если рассматривать ее в качестве символа, то она является аналогом реальности. То есть комбинация рун как аналогов реальности способна отражать совокупность каких-либо событий.

Что же касается мантики рун, то окончательную формулировку их значений предложить невозможно. Невозможно именно вследствие постоянного изменения, трансформации реальности, в силу чего непрестанно изменяются и глубинные ее архетипы, меняя, в свою очередь, содержание связанных с ними рун. За последние несколько десятилетий мастерам рун удалось выстроить совокупность понятий, составляющих сущность рун, в стройную систему. Интересно, что наибольший успех попытки создать подобную систему имели тогда, когда они предпринимались на основе Старшего Футарка, самого древнего из всех рунических строев. Немалым преимуществом их "детища" является гибкость всего построения, в противовес жесткой фиксированности, скажем, халдейского алфавита, или каббалы.

Рунические знания, как пишет Н.Пенник, - это "живая система, которая возрождается, обновляется, восстанавливается и совершенствуется как жизнеспособная область знания, равноценная любой другой магической системе, используемой сегодня".

Исторические сохранившиеся имена рун

Мраморный лев с рунической надписью (высота самой статуи достигает 3,5 м); с 1687 г. находится в Венеции, куда был привезен из Пирея. Предполагается, что руны на нем вырезал мастер, в составе варяжской дружины находившийся на службе у императора Константинополя. Руны, или руническое письмо, которое было в употреблении у древних германцев, а также, по мнению некоторых русских исследователей рун, у славянских племен (об этом, а также о теории славяно-германского происхождения рун см. прил. II, III), представляют собой знаки или буквы своеобразного начертания. Первоначально слово "руна" относилось, по-видимому, именно к тайне магического применения письма, так как древнейшее значение этого слова - именно "тайна". Впоследствии это же слово стало обозначать и сами письменные знаки.Прошедшие века сохранили для нас несколько рунических надписей, в которых представлен полный алфавит из 24 знаков. Подобные надписи украшали как каменные плиты, так и оружие или бронзовые подвески, которые современная рунология называет брактеатами. Одна из старейших сохранившихся целиком надписей вырезана на так называемом Килверском камне, найденном на острове Готланд (Швеция) Исследования показали, что возраст этой надписи датируется началом V века н. э. Остальные надписи зачастую не столь полны или не столь хорошо сохранились, однако на всех прослеживается примечательное постоянство, с каким располагаются в определенном порядке руны.

Точно так же как буквы любой письменности могут происходить из разных источников, индивидуальное значение каждой руны может происходить из двух источников и сочетать их в себе. Так, греческий язык, ранняя форма которого дала начало североиталийскому письму, имеет целые ряды значений для каждой буквы. Поэтому вполне вероятно, что этрусский алфавит, а следом за ним и рунический ряд также имели соответствующее эзотерическое значение для каждого знака.

Однако какие-либо сведения об именах рун и их значении нам известны только лишь из письменных источников, возникших уже после крещения Скандинавии. Некоторые из этих рукописей, возраст которых датируется промежутком с IX до середины XII века, известны как рунические по эмы, или рунические песни Таких песен до нас дошло три. норвежская, исландская и древнеанглийская. В этих песнях каждой руне соответствует отдельная строфа, которая начинается с самой руны и ее имени Имя руны, в свою очередь, начинается со звука, который отображает на письме данный знак. В некоторых из строф влияние христианства чувствуется сильнее, чем в других, а в исландских рунических песнях оно вообще незначительно, поскольку в Исландии христианство в те времена не распространилось еще столь широко, как в англосаксонском регионе.

Сами имена рун дошли до нас в общем и целом "неповрежденными" Хотя ни в одной рукописи пока не найдено перечисления более древних, германских рун, из древнеанглийского и норвежского списков следует, что именно возникший у древних германцев самый старший из оформленных в единую систему рунических рядов называется Старшим Футарком, или общегерманским Футарком. Приводимые ниже германские имена рун, которые в дальнейшем будут использоваться как рабочие, являются результатом реконструкции историков и лингвистов.

Двадцать четыре знака рунического ряда традиционно разделяются на три группы по 8 рун в каждой. Следует отметить, что древнегреческая эзотерическая традиция также разделяла алфавит на три части (они назывались "огдоады"), отражавшие три части вселенной. Каждая группа из восьми рун известна под названием "атт", со старонорвежского это слово переводится как "род", однако оно "связано с представлениями о месте, направлении и происхождении". "В своем исходном значении, - пишет Н. Пенник, - оно описывает восемь направлений и является родственным шотландскому слову "airt" и ирландскому слову "aird" (означающих ilg горизонта). Слово "aird" при этом имеет дополнительное значение - "внимание"

Традиция считает, что каждый из рунических аттов был посвящен и находился под покровительством одного из асов (богов скандинавской мифологии). Первый атт, который начинается с руны Fehu, обозначающей звук [f], посвящен брату и сестре - Фрейру (Скандинавский ас Тюр одна из ипостасей древнего среднеевропейского бога небес Тиу, или Зиу), которого почитали богом плодородия, и Фрейи, в которой, помимо всего прочего, видели богиню домашнего очага. Второй атт, начинающийся с руны Hagalaz и звука [h], связан со стражем богов Хеймдалем. Третьему атту, который начинается с руны Teiwaz и звука [t], покровительствует бог войны Тюр.

Схематическое изображение рунических рядов

 

1 - Футарк из Килвера,
2 - Футарк из Вадстены.
3 - Футарк из Брезы,
4 - Футарк из Карни


1 атт - атт Френра и Фрейи
Fehu - скот
Uruz - тур
Р
hurisaz - трус, йотун
Ansuz - ас, Один
Raido - дорога, путь
К
enaz - факел
Gebo - дар
Wunjo - радость, слава

II атт - атт Хеймдаля
Hagalaz - град
Naupriz - нужда, необходимость
Isa - лед
Jera - год, урожай
Eihwaz - тис
Perp - мешочек для выбрасывания костей, жребия рун; возможно, чрево
Algiz - защита, осока
Sowulo - солнце

III атт - атт Тюра
Teiwaz - Тюр
Вегсапа - береза
Ehwaz - лошадь
Mannaz - человек
Laguz - вода
Inguz - Инг
Dagaz - день
Odhal - собственность, наследие

эзотерикаэзотерика
Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг SunHome.ru
Используются технологии uCoz